Их бы на веленевой бумаге напечатать, с виньеточками: амурчики, голубки, лиры. И в сафьян переплесть
Прогулки по интернету в поисках Северянинской тематики все же удручают! Не замечаю (хотя и не может так быть) всенародной любви к творчеству "Короля поэтов", в лучшем случае бескорыстные авторы включают несколько понравившихся поэз среди прочих любимых стихов. Кто-то пытается причислить Игоря-Северянина к авангардистам, и, все кому не лень - к месту и не к месту - вспоминают смелое утверждение поэта "Я - гений Игорь-Северянин...".Одним из запоминающихся нюансов в стихах Северянина, конечно, являются варианты новых, но понятных и вполне русских слов: окалошить, омолнить, грезофарс и т.п. Однако, его творческие поиски, внедрения новых слов в литературный язык были далеки от авангарда и с восторгом отмечались современниками (Ходасевич: "... приемы словообразования у него не только не футуристичны...").
Известно, что сам Северянин гордился изобретенным им словом "бездарь", а многие нововведения в его стихах не только не режут слух, а настраивают на внимательное прочтение, проговаривание "про себя" с надеждой запомнить, не забыть!
Сегодняшняя школьная программа уже не просто включает Северянина среди поэтов Серебряного века, а изучает словообразование на примере его творчества:
Одиночила в комнате девушка
Взволновали ее звуки флейты...
Одинок(ий) > одиноч-и(ть) – суффиксальный способ (грустный – грустить).
Художники! Бойтесь "мещанок":
Они обездарят ваш дар...
Бездарн(ый) > о-бездар-и(ть) – приставочно-суффиксальный (черный – очернить).
Я еду в серебряноспицной коляске...
Серебрян(ая) спиц(а) > серебрян-о-спиц-н(ый) – сложение основ с суффиксацией (железная дорога – железнодорожный).
Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты...
Жемчуг > жемчуж-и(ить) – суффиксальный (серебро – серебрить).
А после революции поэт был забыт так, что в 1980-х годах попытка почитать Северянина часто требовала вступительной биографической справки. Теперь же попытка школьника процитировать что-то из Пастернака, Блока, Ходасевича, Брюсова, Фета обычно бесполезна, а имя Игоря-Северянина всегда вызывает ассоциации:
Это было у моря, где ажурная пена...
В парке плакала девочка: "Посмотри-ка ты, папочка..."
Я - гений Игорь-Северянин, своей победой упоён...
И не из-за "скандальности" текста - в мозгу надолго остается мелодия настоящей поэзии и ощущение, что лучше написать невозможно.
P.S. Конечно, не только вследствие насыщенности школьной программы, многие могут процитировать что-то из Пушкина, Маяковского, Есенина. Однако, последний в 1925 году, перед смертью лишь робко надеялся на признание, подобное северянинскому.
Из воспоминаний Мариенгофа, друга Есенина, поэта:
"... накануне Есенин был у Николая Клюева. Среди теплющихся лампадок читал стихи своему "старшему брату" в поэзии.
Клюев сидел на некрашеной дубовой лавке под иконой Миколы Чудотворца.
- Ну, как? - тихо спросил Есенин.- Стихи-то?
Старший брат троекратно облобызал его:
- Чувствительные, Сереженька. Чувствительные стишки. Их бы на веленевой бумаге напечатать, с виньеточками: амурчики, голубки, лиры. И в сафьян переплесть. Или в парчу. И чтоб с золотым обрезом. Для замоскворецких барышень... Помнишь, как Надсона-то переплетали? А потом - Северянина Игоря, короля поэтов. Вот бы, Сереженька, и твои стишки переплесть так же. После этих слов Есенин заплакал.
Это была его последняя встреча..."
Редактор сайта Алексей Мясников. 28 октября 2001 года.
Читайте также:
Все прогулки с Игорем-Северяниным